Красота алтайской земли, естественно, не ограничивается тем,
что находится на её поверхности — немало «сокровищ» сокрыто и в недрах.
Алтайские самоцветные камни, гранит, мрамор и, конечно же, драгоценные металлы
издавна служили отличным «подспорьем», как для производства каких-либо шедевров
искусства, так и для пополнения казны российской. И не секрет, что во многих
известных всему Свету российских музеях выставлены необычные экспонаты,
созданные алтайскими умельцами из природных материалов земли алтайской.
Но, пожалуй, самым удивительным и уникальным из них можно
назвать экспонат, выставленный для всеобщего обозрения в знаменитом Эрмитаже.
Да-да, это та самая непревзойдённая алтайская «Царица ваз» – многотонный
шедевр, созданный мастерами Алтая из зелёной яшмы в середине девятнадцатого
века.
Довольно долгая, но интересная история алтайской каменной
вазы начала свой отсчет в начале второго десятилетия девятнадцатого века, когда
на ревневских выработках Алтая обнаружили мощнейший пласт яшмы.
Возле найденной породы собрались местные мастера – резчики,
которые после долгих раздумий решили, что из этой яшмы необходимо создать нечто
масштабное. Вскоре начались работы по откалыванию каменной глыбы определенных
размеров. Дело было не мудреным, но трудоемким: в пласте сверлились отверстия
(в том месте, где нужно было создать разлом), в которые позже заливалась вода.
Наступали холода, вода, естественно, замерзала, и образовавшийся лед разрывал
пласт. В расширившиеся трещины вновь заливалась жидкость, и процесс повторяли
до тех пор, пока кусок породы не отвалился полностью.
В 1819 году рабочим удалось отделить глыбу камня почти
шестиметровой длины. Об успехе операции первым осведомили российского
императора Александра Первого, который и определил дальнейшее предназначение
уникальной каменной находки. В поручении царственной особы было велено из этого
многотонного куска яшмы создать вазу. Разработка внешнего вида изделия была
доверена известному в то время архитектору Мельникову.
Прошло десять лет, прежде чем алтайские мастера-камнерезы
приступили, руководствуясь присланными эскизами, чертежами и гипсовому образцу
меньшего масштаба, к созданию этого чудесного творения. Сначала умельцы
занимались обтесыванием, шлифовкой и полировкой будущей вазы. Затем огромную
чашу облагородили красивым и сложным орнаментом. Только лишь в 1844 году было
объявлено во всеуслышание, что царский наказ исполнен, и работы завершены.
Каменная ваза получилась впечатляющих размеров: высотой в два метра и диаметром
в пять метров. Эту царицу из яшмы решено было доставить в Петербург. Для
операции задействовали громадные сани, которые тянули 154 лошади. Сначала чашу
доставили в Барнаул, затем будущий музейный экспонат водным путем был доставлен
в Петербург.
До сих пор уникальное творение алтайских камнерезов
заставляет посетителей Эрмитажа любоваться своим «царским» величием. Источник |